Консультанты не советуют открывать в ЖК пекарни и точки с шаурмой
Бизнесменам в 2025 году не стоит открывать в жилых комплексах пекарни, точки по продаже шаурмы и кондитерские, так как эти форматы деятельности сопряжены с наибольшими рисками и сложностями, считают опрошенные РИА Недвижимость консультанты.
"В 2025 году на первых этажах не рекомендуется открывать заведения фастфуда, особенно те, где готовят шаурму и блюда на гриле", – рассказала партнер по торговому направлению BlackStone Keeping Company Ольга Яруллина.
По ее словам, основные проблемы - утрата доверия к таким точкам общепита из-за отравлений и внимание со стороны надзорных органов.
Директор департамента брокериджа RRG Светлана Ярова напомнила, что на фоне ужесточения миграционной политики, произошедшего в последнее время, усложнился найм иностранных сотрудников, которые зачастую работают в сфере фастфуда. Она также уточнила, что в жилых комплексах такой формат бизнеса открывался повсеместно, произошло насыщение рынка. А вот у трасс, например, размещать точки фастфуда уместно.
Еще в зоне риска – пекарни с посадкой и кондитерские. По словам Яруллинной, аренда в Москве остается высокой, а малый средний чек (до 150 рублей) не дает выйти в плюс при растущих затратах на сырье. Повышенные требования по оборудованию заведения (вентиляция, вытяжка, жироулавливатели) также обходятся дорого при скромной выручке. А вот кондитерские, где можно заказать торты, невыгодны из-за сезонности спроса, который еще и упал в последнее время. Кроме того, трафик снижает и уход потребителей в онлайн.
Заведения, предлагающие кофе с собой, остаются популярными, но уже не в таком объеме, как ранее. "Кроме того, в новостройках одна-две кофейни на ЖК – это разумно, но если их три в одном доме - конкуренция съедает маржу", – уточнила Ярова.
По словам Яруллиной, под вопросом - ювелирные магазины и часовые бутики, так как они не выживают без сильного бренда и онлайн-продвижения, там нет импульсного спроса. Еще проблемы могут возникнуть у нишевых магазинов, где, например, продаются эко-продукты, специи, еда локальных кухонь.
В то же время Ярова обратила внимание, что на первых этажах домов не стоит размещать ателье, химчистки, ремонтные мастерские и другие сервисы бытовых услуг, если они не интегрированы в агрегаторы или сервисы доставки. Кроме того, она не рекомендовала организовывать коворкинги и офисы без полноценной среды для работы и встреч. Для таких мест важны дизайн, обеспеченность инфраструктурой, возможность проведения мастер-классов и лекций.
Тренды 2025 года
Почти четверть коммерческих помещений (23%) на первых этажах домов по состоянию на апрель занимают пункты выдачи заказов (ПВЗ) и логистические объекты, 21% - продуктовые магазины и мини-маркеты, 18% - сервисы услуг в сфере красоты и быта, рассказала Яруллина. Остальное приходится на кафе, аптеки, офисы, детские и спортивные секции.
Одними из наиболее успешными в 2025 году, как считает она, будут ПВЗ, где 50–70% операций автоматизированы.
"Это не классический постамат, но и не ПВЗ с двумя сотрудниками. Это гибрид, в котором остается человек на приеме и выдаче, но все остальное упрощено. Для такого бизнеса нужно минимум персонала, помещение площадью 10-15 квадратных метров, которое будет готово к запуску за два-четыре дня, объем вложений составит от 250 тысяч до 450 тысяч рублей", - объяснила собеседница агентства.
Кроме того, по ее мнению, стоит размещать салоны красоты, где работают всего два-три мастера. Такой формат в 2025 году останется прибыльным, так как есть постоянный спрос. Кроме того, не нужно много площади, не требуется сетевая поддержка для запуска точки. Еще в число успешных бизнесов она включила оздоровительные сервисы, где делают экспресс-маникюр, массаж, ставят восстановительные капельницы.
Яруллина отметила, что в целом в 2025 году растет популярных гибридных форматов, где совмещают ПВЗ и кофе на вынос или, например, предоставляют услуги по пошиву одежды, изготовлению ключей и продают бытовые товары.
Как добавила Ярова, еще в тренде - студии мягкого фитнеса (йога, растяжка, пилатес), которые комбинируются с массажно-остеопатическими кабинетами, маленькими кафе. Развиваются студии индивидуальных тренировок, есть интерес к кафе с кухней Дальнего Востока. Также появился новый формат - небольшие склады для жителей квартир в комплексах, где нет балконов или кладовок.
"Это трендовые форматы, потому что они соответствуют новым поведенческим паттернам жителей ЖК: здоровье, приватность, компактность, локальность. Также меняется логика потребления: люди не готовы ехать в центр - им нужно все под рукой", - подытожила Ярова.
https://realty.ria.ru/20250505/konsultanty-2014018750.html